1. Введение Поводом для написания Плана подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников в 2021-2022 уч.г. послужила средняя результативность участия учащихся в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние годы, а также низкая, по сравнению с 2020-2021уч.г., результативность участия в муниципальном этапе. Были выявлены основные причины возникновения этой проблемы: отсутствие системы работы с «олимпиадниками» в лицее в целом, отсутствие мотивации как у учителя, так и у ученика заниматься подготовкой к олимпиадам. Причины преобразовали в задачи и для каждой задачи определили комплекс мероприятий – шагов по их достижению. Продуктом этой работы и является План подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников и сети предметных олимпиад в 2021-2022уч.г. 2. Пояснительная записка Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Именно в школе закладываются основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Поэтому так важно начиная с уровня начального общего образования выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В этой связи нельзя не отметить возрастающую роль учителя в современных условиях. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, учителю необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Задача же семьи состоит в том, чтобы поддержать ребёнка в его развитии, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Особое место среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие учащихся, занимают предметные олимпиады. Сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них. Всероссийская олимпиада школьников проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, федеральный. В настоящее время имеется сеть дистанционных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида– это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Участие в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов для ученика, для учителей, для родителей: - создает ситуацию успеха у учащегося, поднимает интерес учащихся к изучению предмета; - дает возможность учащимся и их учителям защищать честь школы на различных уровнях; - закладывает основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности; - дает возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников; - помогает выпускникам определиться в профессиональном ориентировании; - каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для своего портфолио, что может добавить баллы при поступлении в образовательные организации высшего образования. Система подготовки участников олимпиад: - базовая подготовка по предмету; - подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (индивидуально-групповые занятия, кружки, факультативы, курсы по выбору); - подготовка, полученная в рамках индивидуальной работы с учителем; - самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); Условия успешной работы с одаренными учащимися: - осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению; - создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми; - признание коллективом педагогов того, что система работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы; - постоянная работа по психолого-педагогической поддержке одаренных учащихся. 1. План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам в 2021-2022 уч. году № Мероприятия 1 Создание системы работы по подготовке учащихся 1.Выявить одаренных детей по предметным областям Сроки Ответственные Апрель 20201 Зам.директора по НМР, руководители МО учителяпредметники к олимпиадам 2.Провести анкетирование Апрель учеников на предпочтение 2021 углубленного изучения предмета через подготовку и участие в олимпиадах 3.Закрепить за учителем ответственность за подготовку конкретных учащихся-участников олимпиад Апрель 2021 Рук МО ТГ Педагогпсихолог, учителяпредметники Зам. Директора по НМР 4.Провести беседы с Апрель май Классные родителями учащихся 2021 руководители участников олимпиад с целью активизации процесса подготовки к олимпиадам и углубленного изучения предметной области на родительских собраниях 5.Собрать с родителей Сентябрь заявления (согласия) на сбор, 2021 хранение, использование, распространение, публикацию персональных данных ребенка и его олимпиадной работы. Классные руководители 6.Определить форму подготовки учащихся к олимпиадам: ИГЗ, кружки, факультативы… Август сентябрь 2021 Зам. Директора по НМР, Рук МО ТГ 7.Составить расписание занятий подготовки к олимпиадам Сентябрь 2021 Зам.директора по НМР 8.Создать банк олимпиадных В течение Рук МО ТГ, заданий по каждому предмету 20212022уч.г. руководители МО, учителяпредметники 9.Принять участие во В течение Всероссийской олимпиаде 2021школьников, очных и 2022уч.г. дистанционных олимпиадах различных уровней. Учителяпредметники 10. Учителям 4х выпускных Апрельклассов давать май 2021г рекомендации по определению дальнейшей траектории углубленного изучения предметов учителям, работающим в 5-х классах Учителя 4х, 5х классов 2. Оказать помощь учителю (метод объединению) при создании банка олимпиадных заданий Руководитель и члены МО ТГ Май август 2021. 2 Формирование 3.Размещать информацию об По итогам Зам. Директора участии учащихся в проведения по ИКТ мотивации олимпиадном движении, олимпиад учителя отмечая роль учителя в подготовке учащихся: - на информационном стенде - на официальном сайте школы 4.Награждать грамотами учителей, подготовивших победителей и призеров олимпиад муниципального, регионального уровней. По итогам Администрация проведения школы олимпиад 5.Создать рейтинг учителей, МО по результатам муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников Ежегодно Администрация по итогам школы проведения олимпиад 1.Выставить отметку «5» в журнал учащимся, набравшим более 50% баллов в I этапе и в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников По итогам Учителяпроведения предметники олимпиад 2. Размещать информацию об участии учащихся в олимпиадном движении: По итогам Зам. директора проведения по ИКТ олимпиад - на информационном стенде - на официальном сайте школы 3 Формирование 3.Отметить грамотами учащихся-победителей и мотивации призеров I и учащихся муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. По итогам Администрация проведения школы олимпиад 1. 2. Критерии эффективности План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам на 2020-2021 уч. год считается выполненным, если отмечена: -Положительная динамика результативности участия в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, очных и дистанционных олимпиадах различных уровней. -Формирование положительной мотивации учителя и учащегося на работу по подготовке к активному и результативному участию в олимпиадном движении. Планподготовки обучающихся кВсероссийскойолимпиадешкольников в МБОУ «Многопрофильный лицей №300. Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы поразвитию талантов, интеллекта и одаренности учащихся. Важно именно вшколевыявитьвсех,ктоинтересуетсяразличнымиобластяминаукиитехники, помочьпретворитьвжизньихпланыимечты,вывестишкольников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полнораскрытьсвоиспособности.Олимпиадноедвижениеявляетсяоднимизп риоритетныхнаправлений работы школы. Выявлениеспособныхдетейиработаснимиявляетсяактуальнойзадачейшко лыи каждого учителя. Цели: 1. Созданиеусловийдляразвитияучащихся,одаренныхвумственномотношен ии. 2. Повышениекачестваобучения. 3. Расширениевозможностейразвитияиндивидуальныхспособностей. 4. Улучшениеусловийсоциальнойадаптацииучеников,гармонизацияотнош енийвсистемах«учитель–одаренныйученик»,«одаренныйученик –ученик»,«одаренныйученик–родитель». 5. Развитиепознавательнойактивностиучащихся. 6. Формированиеинтересакизучениюшкольныхпредметов. 7. Выявленияуровняподготовкиучащихся. 8. Развитиесамостоятельного,поискового,исследовательскогомышления. 9. Формированиетворческойактивностиобучающихся. 10. Развитиеспособностикнахождениюаналогий. 11. Учить работатькомандой(группой). 12. Способствоватьразвитиюмышленияикоммуникативныхспособностейуч ащихся. 13. ЭффективноеучастиеучащихсяшколывоВсероссийскойолимпиаде 2020-21учебногогода. Участиешкольниковволимпиадахимеетцелыйрядпривлекательныхмоментов для ученика,для родителей идляучителей: создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучениюпредмета; даетвозможностьшкольникамиихучителямзащищатьчестьсвоейшколы; закладываетосновыразвитиядумающей,самостоятельной,творческойличности ; выводитшкольниковнадорогупоискавнаукеижизни; возможностисравнитьсвоиуспехивизученииобластейнаукисуспехамисвоихро весников; помогаетвыпускникамопределитьсявпрофессиональномориентировании; каждыйучастникимеетвозможностьполучитьдипломпризераилиучастника, сертификат для школьного портфолио, которые могут добавитьбаллыпри поступлении вВУЗ. Системаподготовкиучастниковолимпиад: Базоваяшкольнаяподготовкапопредмету. Подготовка,полученнаяврамкахсистемывнеурочнойдеятельности,дополнит ельногообразования(индивидуально-групповыезанятия,кружки,). Самоподготовка(чтениенаучнойинаучнопопулярнойлитературы,самостоятельноерешениезадач,поискинформациив Интернетеит.д.). Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усилениевсвязисэтимвниманиякпроблемеформированияположительноймот ивациикучению. Созданиеипостоянноесовершенствованиеметодическойсистемыипредмет ныхподсистемработы содаренными детьми. Формыработысодарённымидетьми: 1. Групповыезанятиясодареннымиучащимися. 2. Предметныекружки. 3. Участиеволимпиадахразногоуровня. 4. Проектно-исследовательскаядеятельность. План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадамна2020-21 учебныйгод. № Содержаниеработы Дата Ответственные п/п 1. Создание системы Май 2021г. Зам по НМР работыпоподготовкеу чащихсяколимпиадам. Выявитьодаренных детей попредмету у каждогоучителя. 2. Формирование Май,се банкаданных нтябрь руководите учащихся 2021г. ли.Батимирзаева М.К. имеющихвысоки Классные Селимов А.А. й уровеньучебно познавательнойдеятел ьности и имеющихповышенную мотивацию кучебному процессу 3. Провести Сентяб анкетированиеучеников рь2021г на . Классныеруководители. предпочтениеуглубленн ого изученияпредметачерез подготовкуиучастиевол импиадах. 4. Закрепить за Сентяб Учитель Касимов учителемкурирован рь2021г М.К. ие . отдельных(конкретн ых)учеников. 5. Заинтересовать Сентяб родителейучащихся- рь2021г участниковолимпиад в . дополнительныхзанятия х детейпо предметус целью Классныеруководители. активизациипроцесса подготовки черезродительскоесобра ние. 6. ОформлениеСогласия Сентябрь родителей 2021г. Классныеруководители. участникаВСоШв202021уч.г. 7. Определить Сентябрь, Учителя- формуподготовкиуча 2021г. предметники,учитель щихся 8. Магомедова колимпиадам:внеуро Ф.М. Батимирзаева чная М.К. деятельность,кружки. Составить Сентябр Учителя Магомедова расписаниезанятий ь,2021г. Ф.М. Батимирзаева подготовкик 9. М.К. олимпиадам Оказать помощь Сентябр Зам.директорапоУВР учителюпри ь,2021г. Мурадалиев Р.Н олимпиадныхзданий Ознакомление Сентябр Зам.директорапоУВР педагогов иучащихся ь,2021г. Мурадалиев Р.Н созданиибанка 10. школы снормативнымидокуме нтамипоподготовке и участию во Всероссийскойолимпиа де школьников2020-21г. «О внесении изменений вПорядок проведения Всероссийскойолимпи адышкольников»; «О методрекомендациях дляшкольного имуниципальногоэтапов ВСоШ» 11. Инструктажучастнико Сентяб Зам.директорапоУВР вшкольного этапа рь2021г Мурадалиев Р.Н ВСоШ поправилам . Классныеруководител проведения и,учителя- иучастиявшкольном предметники. этапе. 12. Размещение Сентяб нормативнойдокумент рь2021г ации по . Учителя-предметники вопросамВсероссийско й олимпиадыШкольнико в, информацииоб проведении олимпиадына школьноминформацио нном стенде, вучительской, на сайтешколы. 13. Участие педагогов Сентябр школы впредметных ь- методическихвебинарах январь2 по 020-21 подготовкеуч уч.г. Учителя-предметники ащихсяк 14. ВСоШ. Организация Сентябр Классные школьногоэтапа ь,октябр руководители.Учител Всероссийскойолим ь2021г. я-предметники пиадыдля учащихся4-9классов. 15. Оформление Сентябр требуемойнормативной ь,октябр документациишколы ь2021г. поданномуэтапу: - «Оборганизаци иипроведении школьногоэтапаВСоШв 202021уч.г»; - протоколы школьногоэтапа ВСоШпопредметам - «Обутверждениисписков призёров и победителейШкольн огоэтапа». Учителя-предметники 16. Получение и Сентябр распечатываниеолимпиа ь- дных октябрь заданий в деньпроведенияолимпиа Учителя-предметники 2021г. дыпо 17. указанномупредмету Работа педагогов- Сентябр предметников ь- поподготовке октябрь призёров 2021г. Учителя-предметники. ипобедителей школьногоэтапаВСоШк 18. муниципальномуэтапу. Составление Октябр спискаучителей ь2021г. Учителя-предметники школы, длясопровождени я намуниципальны й 19. этапучащихсяшколы Оформление Октябр требуемойнормативной ь2021г. документациишколы поданномуэтапу: приказ«Одопускек участиюв муниципальномэтапеВСоШ 202021уч.г» Учителя-предметники 20. Работа педагогов- Октябр предметников ь- поподготовке ноябрь призёров 2021г. Учителя-предметники ипобедителеймуни ципального этапаВСоШк 21. региональномуэтапу. Выезды детей на Октябр обучающиеинтенсивыпо ь2021г. подготовке учащихсякмуниципальному Учителя-предметники этапуолимпиады.ЦПМ Хамовническийвал,дом6. 22. Размещение Октябр Учителя- списковучастников ь2021г. предметники информационномстенде Подведение Декабр Учителя-предметники итоговмуниципаль ь2022г ного этапаВСоШи . муниципального этапаВСоШна 23. размещение даннойинформа циина 24. сайтешколы Работа педагогов- Ноябрь- предметников Январь2 поподготовке 020-21 Учителя-предметники. призёров ипобедителеймуни ципального этапаВСоШк 25. региональномуэтапу. Анализрезультатовучаст Январь иявмуниципальномэтапе 2021. ВСоШ Учителя-предметники