Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся 5-х с НОДА

1

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушением
опорно-двигательного аппарата адаптированной образовательной программы
основного общего образования
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы основного общего образования
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа формирования универсальных учебных действий
Рабочие программы учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
5. Программа коррекционной работы.

1.
2.
3.
4.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.
2.
3.
4.

Учебный план основного общего образования
План внеурочной деятельности.
Календарный учебный график
Система условий реализации адаптированной образовательной программы

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

АОП ООО

1. Пояснительная записка
Определение и назначение адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата
Адаптированная основная образовательная программа (далее АОП) МБОУ
«Многопрофильный лицей 30» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата вариант 6.1. (далее АОП НОДА) - это образовательная программа, адаптированная
для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая
особенности
их психофизического
развития,
индивидуальные
возможности,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с НОДА
определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АОП МБОУ «Многопрофильный лицей 30»
для обучающихся с НОДА составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденными
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря
2010 г. № 189 (с изменениями от 29.06.2011г., 25.12.2013г., 24.11.2015г.)
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №
1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01
февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников», зарегистрирован Минюстом России 02
февраля 2011 г., рег. № 19676.
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая
2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального образовательного стандарта общего образования».
 с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с НОДА,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
 Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
3

 Устав Лицея.
Цель реализации АОП обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в
лицей уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт
общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с
образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончанию
лицея может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники.
Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены
действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.
Среда и рабочее место обучающегося с НОДА специально организовано в
соответствии с особенностями ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для
реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа
(требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается
Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции
ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы. Таким образом,
программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной
образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре,
условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются
Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей
в данном варианте.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной
программы обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата
В основу разработки АОП МБОУ «Многопрофильный лицей 30» для обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП ООО для детей с НОДА
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АОП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС и ООО обучающихся с НОДА
требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
4

закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с НОДА школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АОП основного общего образования для обучающихся с
НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся
с НОДА на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных
знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
В основу формирования адаптированной образовательной программы основного
общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АОП
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с НОДА всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
5

АОП разработана с учетом психолого-педагогической характеристики
обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по
составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений
развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорнодвигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г.
Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной;
Международная классификация болезней 10-го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов
нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для
организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации
психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе,
задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его
развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её
результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить
педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология,
основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.:
дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного
этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием
уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью.
Личностная
незрелость
проявляется
в
наивности
суждений,
слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно - двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса,
находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно
выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с
НОДА:
- обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
- необходимое использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий),
обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребёнка;

6

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной

среды;
Дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках,
помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период обучения щадящий
режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
АОП ООО (вариант 6.1) для обучающихся с НОДА предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
• обучение в общеобразовательном классе по АОП ООО учащихся с НОДА (вариант
6.1);
• обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;
•
организация
коррекционно-развивающих
занятий
педагогами,
специалистами сопровождения Лицея
АОП ООО (вариант 6.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Лицей знакомит родителей (законных представителей) учащихся (участников
образовательных отношений):
• с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в Лицее;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АОП ООО,
установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Лицея.
Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы
составляет пять лет. Для учащихся с НОДА нормативный срок освоения программы может
быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей учащихся.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорнодвигательного аппарата адаптированной основной образовательной программы ООО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АОП ООО (вариант 6.1)
обучающихся с НОДА соответствует ООП ООО Лицея.
Личностные,
метапредметные
и предметные
результаты
освоения
обучающимися с НОДА АОП соответствуют ФГОС
Личностные результаты освоения АОП.
Личностные результаты освоения АОП соответствуют ФГОС ООО:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
Метапредметные результаты освоения АОП.
Метапредметные результаты освоения АОП соответствуют ФГОС:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать
(записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации но родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
8

поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения АОП
Предметные результаты освоения АОП ООО соответствуют предметным результатам
освоения ООП ООО МБОУ «Многопрофильный лицей 30».
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
основного общего образования для обучающихся с НОДА по АОП ООО (вариант 6.1),
соответствуют ООП ООО Лицея.
Структура планируемых результатов АОП ООО (вариант 6.1) соответствует ООП
ООО Лицея.
Структура планируемых результатов АОП ООО (вариант 6.1) дополняется
планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие учащихся,
коррекцию в психофизическом развитии:

- одержатся в программах курсов коррекционно - развивающей области,
- оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая

диагностика),
- объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления
отклонений развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
АОП ООО (вариант 6.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения ООП ООО Лицея. Планируемые результаты освоения
обучающимися АОП ООО (вариант 6.1) дополняются требованиями к результатам
освоения программы коррекционной работы.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому учащемуся с НОДА в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной
образовательной
программы
основного
общего
образования
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АОП МБОУ «Многопрофильный лицей 30» позволяет вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с
НОДА, освоивших АОП.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов
освоения АОП предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы:
- в процессе оценки достижения планируемых результатов духовно - нравственного
развития, освоения основной образовательной программы основного общего образования
9

используется разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,
творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
- промежуточная аттестация планируемых результатов, обучающихся в
соответствии с требованиями ФГОС: личностных, предметных и метапредметных. В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
предоставление
и
использование
персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки
обучающегося. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование
исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых
обучающимся образовательных результатах.
Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в
полном соответствии с требованиями ФГОС не подлежат итоговой оценке. Обобщенная
оценка личностных результатов учебной деятельности
обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения, описанных в частях
«Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные
учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», «Чтение. Работа
с текстом «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» пункта «Планируемые
результаты освоения обучающимися АОП».
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка достижения
предметных результатов в МБОУ «Многопрофильный лицей 30» ведется как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ по итогам семестров и за год. При этом итоговая оценка ограничивается контролем
успешности освоения действий, выполняемых обучающимися, с предметным
содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса,
соответствующих базовому уровню. Определение семестровой отметки:
- высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное
и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать
действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
- для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы,
изученные в данном семестре: текущие отметки, обязательные отметки за задания
проверочных и контрольных работ;
- среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным в
официальный журнал за контрольные работы, и за текущие ответы.
Содержание промежуточной аттестации определяется утвержденной рабочей
программой на каждый учебный год. В день проводится только одна форма контроля. ОУ
самостоятельно планирует содержание и периодичность промежуточного контроля
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Система оценки достижения
обучающимися
с НОДА планируемых
результатов освоения АОП предусматривает оценку достижения обучающимися с НОДА
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей экспертной группы
является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной
компетенции. Основой служит анализ изменений поведения ребёнка в повседневной жизни
по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы с
ребенком в условиях инклюзии:
10

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам медицинского
сопровождения и создания специальных условий для пребывания в лицее, своих нуждах и
правах в организации обучения;
- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно- пространственной
организации;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в варианте 6.1.
ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам
экспертной группы условных единиц (0 - 3 балла), характеризующих достигнутый уровень
жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.

II. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий АОП ООО,
обучающихся НАДО (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Лицея.

1.
2.

Рабочие

программы

учебных

предметов соответствует ООП ООО Лицея.

Программа
духовно-нравственного
обучающихся с НОДА соответствует ООП ООО Лицея.

3.

развития,

воспитания

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни соответствует ООП ООО Лицея.

4.

5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы МБОУ «Многопрофильный лицей 30» для
обучающихся с НОДА соответствует структуре данного вида программы, представленной
в ФГОС основного общего образования.
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи для
всех категорий детей с НОДА, осваивающих АООП. Эти направления образуют структуру
программы коррекционной работы, дополняющей основную образовательную программу:
- Создание специальных условий организации образовательного процесса;
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;

- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.

Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с НОДА, помимо
организации доступной среды, нуждаются в организации специальной помощи.
Обязательным условием усвоения варианта 6.1. стандарта является систематическая
специальная психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей,
детского коллектива и самого ребенка с двигательными нарушениями. Психолого11

педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе/лицее;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью
предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в
целом.
Программа коррекционной работы МБОУ «Многопрофильный лицей 30»
предусматривает:
- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию ребенка;
- коррекцию нарушений психофизического и психофизиологического развития
медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
- формирование у обучающихся с НОДА механизмов компенсации дефицитарных
психомоторных функций, не поддающихся исправлению и освоение ассистивных средств
компенсации; формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
учащемуся усваивать общеобразовательные предметы.
Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных
потребностей детей с НОДА, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психологомедико-педагогической помощи детям с НОДА с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с
рекомендациями по ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР);
возможность освоения детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их
адаптации к условиям образовательного учреждения.
Программа коррекционной работы содержит:
 программы коррекционных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей, обучающихся с НОДА, их адаптацию к условиям в
образовательной организации и освоение ими АОП;
 систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся с НОДА в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей, мониторинг
динамики развития детей, их успешности в освоении АОП;
 подбор коррекционных мероприятий;

 описание специальных условий обучения и воспитания, обучающихся с НОДА;
 механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий

учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательных и других организаций.
Для детей с НОДА в коррекционной части образовательной программы
предусматривается занятия по коррекции недостатков двигательных и психических
функций. Предметы коррекционного цикла определяется в зависимости от имеющихся у
детей нарушений: преимущественно двигательных; преимущественно речевых; сочетание
двигательных и речевых, недостатков общего психического развития. В зависимости от
структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории
строится дифференцированно. В цикл коррекционных занятий обязательно включаются
индивидуальные и групповые занятия для коррекции нарушенных психических функций. В
дальнейшем содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от
12

особенностей развития каждого обучающегося.
Программа коррекционной работы для детей с НОДА
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования,
обучающегося с ОВЗ.
Программа позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход через
психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению
учащимися с ОВЗ стандарта образования. Данная программа позволяет оказать помощь
родителям (законным представителям), учителям в вопросах обучения и воспитания детей
с особыми образовательными потребностями, а также способствует созданию в МБОУ
«Многопрофильный лицей 30» условий для сохранения и укрепления психического
здоровья обучающихся.
Данная программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии обучающихся с НОДА и оказание помощи детям этой
категории в освоении программы общего образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения обеспечивает:
 выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
 осуществлении индивидуальныо ориентированнй психолого-медикопедагогической помощи обучающимся данной категории с учетом особенностей
психофизического развития и их индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии);
 возможность освоения обучающимися программм общего образования и
их интеграции в образовательном учреждении, обществе.
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями Стандарта
направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении
программы общего образования в рамках АОП, коррекцию недостатков в физическом и
(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию; помощи педагогам
и родителям (законным представителям) в процессе обучения и воспитания данной
категории детей. Она предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся
с НОДА посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа психолого- педагогического сопровождения предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся с НОДА, том числе и обучение по
индивидуальной программе, с использованием надомной, очной и (или) дистанционной
формы обучения. Варьироваться могут различные варианты специального сопровождения
обучающихся с НОДА, а также организационные формы работы.
Задачи программы:
 своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
 определять особые образовательные потребностей обучающихся с НОДА;
 определение особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
 создание условий, способствующих обучающимся с НОДА общеобразовательной
программы и их интеграции в образовательном учреждении;
13

 осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-

педагогической помощи детям с учетом особенностей психического и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся
с НОДА.
 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей по педагогическим, социальным и другим вопросам;
- оказание консультативной и методической помощи учителям МБОУ
«Многопрофильный лицей 30»
- Принципы формирования программы
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1. Соблюдение интересов ребенка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать
проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
2. Осведомленное согласие родителей (законных представителей).
Принцип обеспечивает осуществление коррекционной деятельности на
основании согласия родителей (законных представителей) и предполагает
разъяснительную работу по вопросам, связанным с особенностями образовательного
процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть
системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с
ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
4. Непрерывность.
Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям)
непрерывность помощи решения проблемы.
5. Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования
детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
6. Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья
выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направление и содержание работы
Программа коррекционной работы с НОДА включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание:
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с НОДА с целью создания благоприятных условий для
овладения ими содержанием АОП.
Проведение диагностической работы включает:
 изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях, обучающихся
НОДА, представленных в заключении психолого-медико- педагогической
14

комиссии;
 комплексный сбор сведений об обучающихся с НОДА на основании
диагностической информации от специалистов различного профиля;
 установление этиологии, механизма, структуры дефекта у обучающихся с НОДА;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающихся с НОДА;

 анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач,

содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с НОДА;
 осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с НОДА, их
успешности в освоении АООП с целью дальнейшей корректировки коррекционных
мероприятий.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в
психофизическом развитии и освоении ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие и коррекцию;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- развитие и коррекцию дефицитарных функций у обучающихся с НОДА;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что
возможно только лишь в процессе развития речи);
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоциональноволевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с НОДА.
3.
Консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения обучающихся с НОДА в освоении АОП ООО, консультирование педагогов,
работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с НОДА.
Консультативная работа включает:
 выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимися с НОДА для всех участников образовательного процесса;
 консультирование специалистами педагогов по выбору
дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы
с обучающимися;
 консультированную помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с НОДА.
 особенностями осуществления процесса обучения и воспитания
обучающихся с НОДА, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их
родителями (законными представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
 различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции,
беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение
участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным
представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса
и сопровождения обучающихся с НОДА;

 проведение тематического обсуждения индивидуально- типологических

особенностей, обучающихся с НОДА с участниками образовательного процесса,
родителями (законными представителями) обучающегося. Коррекционноразвивающие занятия
15

Коррекционно - развивающие занятия с обучающимися с НОДА предусматривают
индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию когнитивных функций.
Коррекционно-развивающие занятия могут быть направлены на развитие ощущений,
ориентировки в пространстве.
В связи с необходимостью развития коммуникативных навыков возможно введение
коррекционно-развивающих занятий «Основы коммуникации». С детьми, имеющими
выраженные двигательные нарушения в сочетании с нарушениями пространственных
представлений, могут быть введены занятия с элементами песочной терапии и АРТ терапии, «Профориентация», обеспечивающие коррекцию и компенсацию нарушений
мелкой моторики.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность
создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результатом данного этапа является учет особенностей развития детей, определения
специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с
целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы учреждения.
2. Этап
планирования,
организации,
координации
(организационноисполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом, организованный образовательный
процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально
созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность).
Результатом является констатация созданных условий и выработанных
коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным
потребностям ребенка.
Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий
и форм обучения, методов и приемов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие педагогов и специалистов МБОУ
«Многопрофильный лицей 30», обеспечивающее системное сопровождение обучающихся
с НОДА в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

 комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставление ему

квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
 многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально- волевой и личностной
сфер ребенка.
Консолидация усилий психолога, педагогов, социального педагога позволит
обеспечить систему комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения и
эффективно решать проблемы ребенка.
Формой организованного взаимодействия сотрудников в МБОУ «Многопрофильный
лицей 30» становится ПМПК, который предоставляет многопрофильную помощь ребенку и
его родителям (законным представителям), а также сотруднику МБОУ «Многопрофильный
16

лицей 30» образовательному и воспитательному процессу в решении вопросов, связанных с
адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей.
Планируемые результаты
В ходе реализации предложенной программы ожидаются следующие результаты:
 создание системы комплексной помощи обучающимся с НОДА в освоении
программы общего образования, коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;
 создание специальных условий обучения и воспитания обучающихся в
МБОУ «Многопрофильный лицей 30» позволяющих учитывать их особые
образовательные потребности посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса;
Ожидаемые результаты по
направлению: «Психологическая коррекция
познавательных процессов» (для учащихся которым рекомендовано):
 развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым
исследовательскую деятельность;
 умение самостоятельно
конструировать
по моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений;
 увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности;
 умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия;
 умение планировать свою деятельность по времени и содержанию;
 умение контролировать
свои действия
и вносить
необходимые
коррективы;
 умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция эмоционально –
волевой сферы нарушений»:
 смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности,
устранение
вторичных
личностных
реакций,
обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность,
повышенная
возбудимость,
тревожная
мнительность,
эмоциональная
отгороженность;
 смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности
и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная
возбудимость, тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность;
 умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими;
 практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.
Ожидаемые результаты по направлению: «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений и развития эмоционального и социального интеллекта»:
 уменьшение ореола исключительности психологических проблем;
 модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
17

намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника. Ожидаемые результаты по
направлению: «Коррекция нарушений речи»:
 умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
 умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.

III.Организационный раздел АОП ООО
1. Учебный план АОП ООО вариант 6.1 (обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО Лицея.

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Предмет

Русский язык
Литература
Родной русский язык
Родная русская литература
Иностранный язык
Второй иностранный яз. (франц)
Математика
История
ОДНКНР
География
Биология
ОБЖ
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Итого

Количество часов
Аудиторные часы

Часы самостоятельной
работы

3
1
0,25
0,25
0,75
0,25
1
1
0,25
0,5
0,5
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
10

4
2
0,25
0,25
1,5
0,5
5
1
0,75
0,5
0,5
0,75
0,75
0,75
1,75
1,75
22

18

Ф.И.О
педагогического
работника
Алиева К.К.
Алиева К.К.
Алиева К.К.
Алиева К.К.
Курбанова Р.Х.
Гюлалиева Г.А.
Нажмудинова П.М.
Курбанова Д.К.
Курбанова Д.К.
Алиева И.В.
Саруханова З.В.
Амиржанов А.З.
Акаева З.А.
Абдуллаева А.А.
Магомедова М.С.
Сулейманова Д.М.

Предмет

Количество часов в
неделю

Русский язык
Литература
Родной русский язык
Родная русская литература
Иностранный язык
Второй иностранный яз. (франц)
Математика
История
ОДНКНР
География
Биология
ОБЖ
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура

3
1
0,25
0,25
0,75
0,25
1
1
0,25
0,5
0,5
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25

2. План внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации АОП ООО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности направлен на достижение учащимися
планируемых результатов освоения АОП основного общего образования и обеспечивает
реализацию
индивидуальных
особенностей, образовательных
потребностей и запросов учащихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется
оптимизационная
модель
внеурочной
деятельности.
Внеурочная деятельность для учащихся 5-9 классов организуется в соответствии с
выбранными программами по следующим направлениям:
• спортивно-оздоровительное
• общекультурное
• общеинтеллектуальное
• духовно-нравственное
• социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АОП ООО вариант 6.1
соответствуют ООП ООО Лицея.

4. Календарный учебный график

Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП
ООО Лицея.

5. Система
программы

условий

реализации

адаптированной

образовательной

Требования к условиям получения образования обучающимися с НОДА
определяются ФГОС ООО обучающихся с НОДА и представляют собой систему
19

требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
реализации АОП обучающихся с НОДА и достижения планируемых результатов этой
категорией обучающихся.
Кадровые условия
МБОУ «Многопрофильный лицей 30» на сегодняшний день полностью
укомплектована квалифицированными кадрами, способными к инновационной
профессиональной деятельности.
Уровень квалификации работников реализующей АОП обучающихся с НОДА,
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а
педагогических работников - квалификационной категории.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы АОП обучающихся с НОДА, имеют высшее профессиональное
образование.
Педагог-психолог имеет высшее профессиональное образование по направлению
«Практическая психология»;
Все специалисты прошли профессиональную переподготовку или курсы повышения
квалификации, подтвержденные о повышении квалификации установленного образца.
Руководящие работники, психолог, социальный педагог - наряду с высшим
профессиональным педагогическим образованием имеют удостоверение о повышении
квалификации в области инклюзивного образования установленного образца.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования в МБОУ «Многопрофильный лицей 30»
обучающихся с НОДА осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании
в Российской Федерации». Финансовое обеспечение соответствует специфике кадровых и
материально-технических условий, определенных для АОП обучающихся с НОДА.
Финансовые условия реализации Программы обучающихся с НОДА: обеспечивает
государственные гарантии прав обучающихся с НОДА на:
 получение бесплатного общедоступного образования;
 обеспечивает реализацию обязательной части Программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений, учитывая вариативность особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей развития,
обучающихся с НОДА; отражает структуру и объем расходов, необходимых для
реализации, достижения планируемых результатов, а также механизм их
формирования.
Финансовое обеспечение реализации АОП опирается на исполнение расходных
обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное и
общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств
отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных)
образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС ООО, обучающихся с НОДА.
Нормативы определяются в соответствии с ФГОС ООО, обучающихся с НОДА:
-специальными условиями получения образования (кадровыми, материальнотехническими);
-расходами на оплату труда работников, реализующих АОП;
-расходами на средства обучения и воспитания, коррекцию/компенсацию нарушений
развития, включающими расходные и дидактические материалы, оборудование, инвентарь,
электронные ресурсы, оплату услуг связи, в том числе
расходами, связанными с подключением к информационно - телекоммуникационной сети
Интернет;
- расходами, связанными с дополнительным профессиональным образованием
20

руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;
- иными расходами, связанными с реализацией и обеспечением реализации АОП.
Финансирование коррекционно-развивающей области осуществляется в объеме,
предусмотренным законодательством.
Создание условий для организации инклюзивного образования в МБОУ
«Многопрофильный лицей 30»
В МБОУ «Многопрофильный лицей 30» созданы благоприятные условия для
обучения и развития различных категорий, обучающихся:
есть столовая, два спортивных зала, спортивная площадка, актовый зал, кабинеты
психолога, социального педагога, медицинский кабинет, 6 компьютерных класса, доступ к
сети Интернет, библиотека.
В ОО созданы специальные условия для организации инклюзивного образования:
1. Школьные помещения оснащены оборудованием в соответствии с нормами
СанПиН, правилами пожарной и электробезопасности, требованиями к материальнотехническому обеспечению. Каждый класс оборудован партами, в соответствии с ростом
учащихся. Обязательным условием к организации рабочего места, обучающегося с ОВЗ
является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
2. Для обеспечения беспрепятственного доступа в здание лицея установлены
пандусы; вход в лицей оборудован широким дверным проёмом. В целях сохранения
воздушно-теплового режима в помещении вход в здание ОО оборудован тамбуром.
3. Внутри здания:
оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно- производственных
мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели и ее расстановка в учебных
помещениях,
использование
учебных
досок
соответствуют
санитарноэпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях;
- оборудованы санузлы на 1-4-ом этажах лицея, санузел оснащён поручнями;
- в учебных кабинетах, установлена специальная мебель (парты), интерактивный
экран для демонстрации разнообразных обучающих материалов с компьютера; вход в
учебный кабинет оборудован широким дверным проёмом;
- имеется кабинет психолога.
4. На территории ОО имеется площадка для занятий и прогулок на свежем воздухе.
5. В лицее имеются компьютеры c колонками и выходом в Интернет,
мультимедийные проекторы с экранами, принтеры, интерактивные доски, программные
продукты, средства для хранения и переноса информации (USB
накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой
природы, музыкальными записями.
Материально-техническое обеспечение основного общего образования обучающихся
с НОДА отвечает общим и их особым образовательным потребностям.

21

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 98-95-97

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».