Раб прогр воспитания основного общ.обр (pdf.io)

Содержание
Особенности воспитательного процесса в школе
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные направления самоанализа воспитательной работы

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в
котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники и их
родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей,
которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:


соблюдение законности и прав детей и их семей;



соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;



создание безопасной и

психологически

комфортной

образовательной среды как для детей, так и для взрослых;


создание детско-взрослых объединений;



проведение КТД;



системность, целесообразность и оригинальность воспитательных

мероприятий.
В МБОУ «Многопрофильный лицей №30» контингент обучающихся и их
родителей

формировался

в

основном

из

жильцов,

проживающих

в

микрорайоне.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность
в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и
стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает
взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой
информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном
взаимодействии педагога и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня,
поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого
отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить
о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной

воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как
пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не
как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как
активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая
бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем
развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования
окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного
руководителя и учащихся. Эти отношения, основанные на коллективной,
равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей,
деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают
условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль,
функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что
позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является
воспитание духовно-нравственного развития учащихя, т.е. формирование у
него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о
доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая
роль

программы

патриотизма.

состоит

Воспитание

также
духовно

в

воспитании
развитой

гражданственности

личности

с

и

позитивным

отношением к жизни и активной гражданской позицией – главная цель
воспитательной программы.
На основании воспитательного идеала и базовых ценностей (семья, труд,
Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) школа поставила

следующую

цель

воспитания обучающихся

на

уровне основного общего

образования:
Личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально
значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:


к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его

счастья;


к

благополучия

труду

как

человека,

основному
залогу

его

способу

достижения

успешного

жизненного

профессионального

самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;


к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в

котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;


к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее

существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;


к миру как главному принципу человеческого общежития, условию

крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;


к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему

будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;


к культуре как духовному богатству общества и важному условию

ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;


к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его

хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;


к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как

равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;


к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Именно ценности человека во многом определяют его жизненные цели,
его поступки, его повседневную жизнь. Приоритет этой цели связан с
особенностями подросткового возраста: со стремлением подростков утвердить
себя как личность в системе отношений взрослого мира. Для подростков
особую значимость имеет становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
Педагоги лицея планируют достижение воспитательной цели через
решение воспитательных задач:


реализовывать

воспитательные

возможности

общешкольных

ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;


реализовывать потенциал классного руководства в воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;


вовлекать школьников в кружки, секции

работающие

по

школьным

программам

и иные объединения,

внеурочной

деятельности,

реализовывать их воспитательные возможности;


использовать в воспитании детей возможности школьного урока,

поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;


инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как

на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;


поддерживать деятельность функционирующих на базе школы

детских общественных объединений и организаций;



организовывать

для

школьников

экскурсии

и

походы

и

реализовывать их воспитательный потенциал;


организовывать профориентационную работу со школьниками;



организовать

работу

школьных

медиа,

реализовывать

их

воспитательный потенциал;


развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать

ее воспитательные возможности;


организовать работу с семьями школьников, их родителями или

законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических
особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; игры; соревнования; викторины;
экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую,

спортивную,

творческую,

коммуникативную,

досуговую,

общественно-организаторскую, предпрофильную.
ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Направления реализации программы
Гражданско-патриотическое воспитание
Нравственное воспитание
Экологическое воспитание
Физическое воспитание и здоровый образ жизни
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание«Я – гражданин России»
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие
личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной
успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Нравственное воспитание «Я - человек и личность»
Нравственное

воспитание

-

формирование

чувства

долга

и

ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде,
гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе,
законопослушности,

формирование

социально

одобряемых

взглядов

и

отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных
навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и
самовоспитании.
Экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.
Поэтому

под

экологическим

воспитанием

надо

понимать

единство

экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические
знания и убеждения.
Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ
жизни».
Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и
познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и
здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения
здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа,
о развитии духовных и физических сил.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически
организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта,

развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое
воспитание

направлено

также

на

осуществление

начального

профессионального образования и профессиональной ориентации.
Эстетическое воспитание «Мир прекрасного».
Одной из принципиальных особенностей современной школы является
постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания,
приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей
человека действительности. Эстетическое воспитание - процесс формирования
способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни,
выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в
области

искусства.

Цель

эстетического

воспитания

-

формирование

эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое
восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические
вкусы, эстетические идеалы.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых

принимает

участие,

комплекс

коллективных

творческих

дел,

интересных и значимых для всей школы.
Вне образовательной организации:
1.

Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые обучающимися и педагогами школы дела благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности.
2.

Открытые

дискуссионных

дискуссионные

площадок

(детских,

площадки

–

комплекс

педагогических,

открытых

родительских,

совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели
науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых
обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы,
проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.

На уровне классов:
Проведение

в

рамках

класса

итогового

анализа

обучающимися

общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:


вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые

дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков,
исполнителей,

ведущих,

декораторов,

музыкальных

редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т. п.);


индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в

освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;


наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,

проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и
другими взрослыми;


при необходимости коррекция поведения обучающегося через

частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися,

которые

могли

бы

стать

хорошим

примером

для

обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя
роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль «Классное руководство»
Воспитательная
жизнедеятельности
представляющий

система

класса

и

воспитания

собой

целостную

–

как

членов
и

способ

организации

классного

сообщества,

упорядоченную

совокупность

взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и
коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является

"живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это
достаточно

сложное

социально-педагогическое

явление,

состоящее

из

большого количества элементов.
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный
руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т. п.) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе;
работу с родителями обучающихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом
1.

Инициирование и поддержка участия класса в общешкольных

ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе.
2.

Организация интересных и полезных для личностного развития

совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной,
трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой,
профориентационной направленности), позволяющих, с одной стороны,
вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой – установить и
упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
3.

Классные часы как время плодотворного и доверительного

общения педагога и обучающихся, основанного на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого
обучающегося

в

беседе,

предоставления

обучающимся

возможности

обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения.

4.
и

Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение

командообразование,

дающие

каждому

обучающемуся

возможность

рефлексии собственного участия в жизни класса.
5.

Выработка

совместно

с

обучающимися

законов

класса,

помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они
должны следовать в школе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
1.

Регулярные консультации классного руководителя с учителями-

предметниками,

направленные

на

формирование

единства

мнений

и

требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, на
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и
обучающимися.
2.

Проведение

мини-педсоветов,

направленных

на

решение

конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
обучающихся.
3.

Привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных

делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановки.
4.

Привлечение учителей-предметников к участию в родительских

собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся.
Работа

с

родителями

обучающихся

или

их

законными

представителями:
1.

Регулярное информирование родителей о школьных успехах и

проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом.

2.

Помощь

родителям

обучающихся

или

их

законным

представителям в регулировании отношений между ними, администрацией
школы и учителями-предметниками.
3.

Организация родительских собраний, происходящих в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся.
4.

Создание и организация работы родительских комитетов классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их обучающихся.
5.

Привлечение членов семей обучающихся к организации и

проведению дел класса.
6.

Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,

соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание

на

занятиях

школьной

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:


вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них

деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия
в социально значимых делах;


формирование в кружках, секциях, детско-взрослых общностей,

которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;


создание в детских объединениях традиций, задающих их членам

определенные социально значимые формы поведения;


поощрение педагогическими работниками детских инициатив и

детского самоуправления.

Реализация

воспитательного

потенциала

внеурочной

деятельности

происходит в рамках выбранных обучающимися направлений.
Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает
следующее:
установление



доверительных

отношений

между

педагогом

и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к
обсуждаемой

на

уроке

информации,

активизации

их

познавательной

деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые



нормы

поведения,

работниками) и

правила

общения

сверстниками

со

старшими

(обучающимися),

(педагогическими

принципы

учебной

дисциплины и самоорганизации;


привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально

значимой

информацией

–

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;


использование воспитательных возможностей содержания учебного

предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

с

обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию

обучающихся,

дискуссий,

которые

дают

обучающимся

возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;


включение

в

урок

игровых

процедур,

которые

помогают

поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;


инициирование и поддержка исследовательской деятельности

обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать

в

ответственность,

обучающихся
трудолюбие,

инициативность,
чувство

собственного

самостоятельность,
достоинства,

а

обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
обучающимся подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора)
в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:



через деятельность выборного школьного комитета, создаваемого

для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права
и законные интересы;


через

работу

постоянно

действующего

школьного

актива,

инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
обучающихся событий (соревнований, конкурсов, флешмобов и т. п.);
В

школьный

комитет

избираются

учащиеся

путем

голосования.

Кандидаты в школьный комитет отбираются путем самовыдвижения. Каждый
кандидат обязан предоставить проект своей деятельности в комитете по одному
из направлений работы:


благотворительность;



праздничные мероприятия;



мероприятия в системе «Старшие для младших».

Через различные виды совместной деятельности у обучающихся
вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться

коллективной

дисциплине,

отстаивать

свои

права,

нести

ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с
общественными.
На уровне классов:


через деятельность выборных по инициативе и предложениям

обучающихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;


через

деятельность

выборных

органов

самоуправления,

отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб
спортивных дел, штаб творческих дел;



через организацию на принципах самоуправления жизни детских

групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:


через вовлечение обучающихся в планирование, организацию,

проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;


через

реализацию

обучающимися,

взявшими

на

себя

соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в
классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:


утверждение

и

последовательную

реализацию

в

детском

общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих
органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения;

ротация

состава

выборных

органов

и

т.

п.),

дающих

обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;


организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся

возможность

получить

важный

для

их

личностного

развития

опыт

деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение

сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами
могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым
людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение
культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и
т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории
(работа на пришкольном дворе, уход за деревьями и кустарниками,
благоустройство клумб) и др.;


формальные

общественного

и

объединения

неформальные
для

встречи

обсуждения

членов

вопросов

детского
управления

объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения,
празднования знаменательных для членов объединения событий;


поддержку и развитие в детском объединении его традиций,

формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения;


участие

членов

детского

общественного

объединения

в

волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального
окружения в целом. Это может быть как участием обучающихся в проведении
разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной
деятельностью обучающихся.
Модуль «Экскурсии, походы»
Прогулки, экскурсии или походы выходного дня или многодневные (в
музей, в картинную галерею, на природу, в другой город) помогают
обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые знания об
окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально

одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся
самостоятельности

и

ответственности,

формирования

у

них

навыков

самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.
Экскурсии могут проводиться по предметам, по патриотической
тематике, по профориентации, выходного дня. Перед каждой экскурсией
проводится подготовительная работа. Распределяются роли между участниками
(обычно опираясь

на

роли

классного

самоуправления),

формулируются

задания, готовится реквизит, при необходимости находится дополнительная
информация. Всем детям объясняется цель экскурсии, обговариваются
вопросы, на которые учащиеся смогут найти ответы во время экскурсии.
Возможна подготовка заранее чек-листов, которые дети заполняют и
впоследствии обсуждают и анализируют. После экскурсии готовится отчетрекомендация с аргументацией о посещении экскурсии другим ученикам
(фотоотчет с комментариями, видеоролик, выступление на ассамблее). В
результате

такой

подготовительной

работы

у

учащихся

формируется

исследовательский подход к проведению экскурсий, они стремятся узнавать
что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; происходит
обучение рациональному использованию своего времени, сил, имущества,
экскурсии помогают обучающемуся расширить свой кругозор, получить новые
знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.
Практические занятия на природе – внеурочные занятия по географии,
физике,

окружающему

себя экспериментальную

миру,

математике

деятельность,

могут

наблюдение.

включать

Учащиеся

в

учатся

применять полученные на уроках знания на практике. В процессе прогулки,

мини-похода происходит неформальное межличностное общение детей и
взрослых,

создаются

условия

для

воспитания

у

обучающихся

самостоятельности и ответственности, внимательности при выполнении
задания, бережного отношения к природе (как исследователи), формирования у
них навыков преодоления, воли, рационального использования своих сил.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и
видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся.
Через различные виды совместной деятельности у обучающихся
вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться

коллективной

дисциплине,

отстаивать

свои

права,

нести

ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с
общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать
предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают
возможность проявить организаторские способности, навыки планирования,
анализа, формируются навыки общения и сотрудничества. Развивается
творческое и критическое мышление. Развиваются навыки краткосрочного и
долгосрочного планирования.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

Работа

с

родителями

или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:
Совет родителей. Состоит из представителей всех классов. Собирается
один раз в триместр или по необходимости. В каждую повестку вносятся
вопросы, касающиеся воспитания. Родители могут высказать свое отношение к
проводимой в школе работе, и при необходимости администрация может
скорректировать ее или убедить родителей в своей позиции. Поскольку совет –
представительский орган, важно, чтобы его члены добросовестно доносили
информацию до родительских комитетов классов.
Общешкольные

родительские

собрания. Организованное

обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся
школы совместно с педагогами.
На индивидуальном уровне:
Работа с родителями на индивидуальном уровне проводится как по
инициативе педагогов и администрации школы, так и по запросу родителей для
решения острых конфликтных ситуаций. Также родителей привлекают для
участия в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося. Поощряется помощь со стороны родителей в подготовке и
проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ воспитательной работы МБОУ «Многопрофильный лицей
№30» проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания

и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых
осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:


принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам,

так

и

к

педагогическим

работникам,

реализующим

воспитательный процесс;


принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;


принцип

ориентирующий

развивающего

экспертов

на

характера

осуществляемого

использование

его

анализа,

результатов

для

совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с обучающимися деятельности;


принцип разделенной ответственности за результаты личностного

развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так
и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Самоанализ воспитательной работы МБОУ «Многопрофильный лицей
№30» осуществляется по следующим направлениям:
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

обучающихся.
2.

Состояние

организуемой

в школе совместной деятельности

обучающихся и взрослых.
Результаты
обучающихся

воспитания,

социализации

и

саморазвития

Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого
класса.
Способ получения информации: педагогическое наблюдение.
Анализ
заместителем

осуществляется

классными

директора

воспитательной

по

руководителями
работе

с

совместно

с

последующим

обсуждением его результатов на заседании методического объединения
классных руководителей или педагогическом совете школы.

Вопросы

самоанализа:


какие прежде существовавшие проблемы личностного развития

обучающихся удалось решить за минувший учебный год?


какие проблемы решить не удалось и почему?



какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит

работать педагогическому коллективу?
Состояние

организуемой

в

школе

совместной

деятельности

обучающихся и взрослых.
Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и
личностно-развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Способы получения информации:


беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими

работниками, лидерами ученического самоуправления,


анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров

ученического самоуправления.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями,
хорошо

знакомыми

обсуждаются

на

с

деятельностью

заседании

школы. Полученные

методического

объединения

руководителей или педагогическом совете школы.
Вопросы самоанализа:


качество проводимых общешкольных ключевых дел;

результаты
классных



качество совместной деятельности классных руководителей и их

классов;


качество организуемой в школе внеурочной деятельности;



качество реализации

личностно-развивающего

потенциала

школьных уроков;


качество существующего в школе ученического самоуправления;



качество функционирующих на базе школы детских общественных

объединений;


качество проводимых в школе экскурсий, походов;



качество профориентационной работы школы;



качество работы школьных медиа;



качество взаимодействия школы и семей обучающихся.

Результатом

самоанализа воспитательной

работы МБОУ

«Многопрофильный лицей №30» будет ряд выявленных проблем, которые не
удалось решить педагогическому коллективу школы в 2021/22 учебном году.
Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на
2022/23 учебный год.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 98-95-97

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».