Раб прогр воспитания начального общ обр (pdf.io)

Особенности воспитательного процесса в школе
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные направления самоанализа воспитательной работы

Особенности воспитательного процесса в школе
МБОУ «Многопрофильный лицей» (далее – школа, образовательная
организация) имеет сформировавшиеся принципы и традиции воспитательной
работы. Контингент лицея составляют преимущественно дети из близлежащих
жилых районов. Ученики знакомы с особенностями работы лицея по рассказам
своих родителей и старших братьев и сестер, которые также обучались в нашей
образовательной организации. Все это помогает детям быстрее адаптироваться к
школьным условиям.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогов и учащихся:


неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и

ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье,
приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной
организации;


ориентир

на

создание

в

образовательной

организации

психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и
педагогов;


реализация процесса воспитания главным образом через

создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли
детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;


организация

основных

совместных

дел

школьников

и

педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;


системность,

целесообразность

воспитанию как условия его эффективности.

и

творческий

подход

к

Лицей сформировал следующие традиции воспитательной работы:
1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
2) важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение
и коллективный анализ их результатов;
3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
5) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
6) ключевой фигурой воспитания в начальной школе является учитель
начальных классов, реализующий по отношению к детям в том числе защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.

Цель и задачи воспитания

Современный
высоконравственный,

национальный

воспитательный

творческий,

компетентный

идеал

—

гражданин

это

России,

принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цельвоспитания в
общеобразовательной

организации

–

личностное

развитие

школьников,

проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным
фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты на уровне начального общего образования, которым необходимо
уделять чуть большее внимание в начальной школе. Главный приоритет –
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний – основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста – самоутвердиться в своем новом социальном статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и
традиции задаются в лицее педагогами и воспринимаются детьми именно как
нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта
осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и
юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:


быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),

братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;


быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе

— час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;


знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу,

город, Республику, свою страну;


беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными

растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и,
по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать

птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоёмы);


проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться

решать спорные вопросы, не прибегая к силе;


стремиться

узнавать

что-то

новое,

проявлять

любознательность, ценить знания;


быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;



соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести

здоровый образ жизни;


уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в

беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;


быть уверенным в себе, открытым и общительным, не

стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед
собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и
действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,

работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная

работа

педагогов,

направленная

на

достижение

поставленной цели,позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению

поставленной

цели

воспитания

школьников

будет

способствовать решение следующих основных задач:


реализовывать воспитательные возможности общешкольных

ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;


реализовывать потенциал классного руководства в воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;


вовлекать школьников в кружки, секции и иные объединения,

работающие

по школьным

программам

внеурочной

деятельности,

реализовывать их воспитательные возможности;


использовать в воспитании детей возможности школьного

урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм
занятий с учащимися;


инициировать и поддерживать ученическое самоуправление –

как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;



поддерживать деятельность функционирующих на базе школы

детских общественных объединений и организаций;


организовывать для школьников экскурсии, экспедиции,

походы и реализовывать их воспитательный потенциал;


организовать работу школьных медиа, реализовывать их

воспитательный потенциал;


развивать

предметно-эстетическую

среду

школы

и

реализовывать ее воспитательные возможности;


организовать работу с семьями школьников, их родителями

или законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.

Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей

и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в
жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие
формы работы.
На внешкольном уровне:


проводимые для жителей микрорайона и организуемые

совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники,
представления,

которые

открывают

возможности

для

творческой

самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих.


участие во всероссийских акциях, посвященных значимым

отечественным и международным событиям.
На школьном уровне:


разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные

события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся

доверительными,

поддерживающими

взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей
радости.


общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие

(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со

значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых
участвуют все классы школы.

На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела



школы

в

одной

из

возможных

для

них

ролей:

сценаристов,

постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных
редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);


индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в

освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;


проведения

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки,
и

анализа

ключевых

дел,

за

его

отношениями

со

сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и
другими взрослыми;


при необходимости коррекция поведения ребенка через

частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с
другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка,
через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль
ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, учитель начальных классов организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного
ему класса; работу с родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классным коллективом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных



ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития



ребенка

совместных

(познавательной,
нравственной,

дел

с

учащимися

трудовой,
творческой,

вверенного

ему

спортивно-оздоровительной,
профориентационной

класса
духовно-

направленности),

позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в
них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.


проведение классных часов как часов плодотворного и

доверительного общения педагога и школьников, основанных на
принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки
активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения.


сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на

сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и
экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы,
творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки»
и

вечера,

дающие

каждому

школьнику

собственного участия в жизни класса.

возможность

рефлексии

выработка



совместно

со

школьниками

законов

класса,

помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они
должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса



через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально

создаваемых

педагогических

ситуациях,

в

играх,

погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с
родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при необходимости) – со школьным психологом.
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных



проблем

(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным
руководителем в задачу для школьника, которую они совместно
стараются решить.


индивидуальная работа со школьниками класса, направленная

на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто
фиксируют

свои

учебные,

творческие,

спортивные,

личностные

достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года –
вместе анализируют свои успехи и неудачи.


коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его

родителями или законными представителями, с другими учащимися
класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги

общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:


регулярное информирование родителей о школьных успехах и

проблемах их детей, о жизни класса в целом;


помощь

представителям

родителям
в

школьников

регулировании

или

отношений

их

законным

между

ними,

администрацией школы и учителями-предметниками;


организация родительских собраний, происходящих в режиме

обсуждения

наиболее

острых

проблем

обучения

и

воспитания

школьников;


создание и организация работы родительских комитетов

классов, участвующих в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и обучения их детей;


привлечение членов семей школьников к организации и

проведению дел класса;


организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,

соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3. «Внеурочная деятельность»
Воспитание

на

занятиях

школьной

внеурочной

деятельности

осуществляется преимущественно через:


вовлечение школьников в интересную и полезную для них

деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в
ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для

своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
поощрение



педагогами

детских

инициатив

и

детского

самоуправления.
Реализация

воспитательного

потенциала

внеурочной

деятельности

происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:
1) познавательная деятельность. Внеурочная деятельность, направленная
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
2) художественное творчество. Внеурочная деятельность, создающая
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
3)

проблемно-ценностное

направленная

на

развитие

общение.

коммуникативных

Внеурочная
компетенций

деятельность,
школьников,

воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать
других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей.
5) спортивно-оздоровительная деятельность. Внеурочная деятельность,
направленнае на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни,

воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
4. Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями начальных классов воспитательного потенциала
урока предполагает следующее:


установление доверительных отношений между учителем и

его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;


побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые

нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками

(школьниками),

принципы

учебной

дисциплины

и

самоорганизации;


привлечение внимания школьников к ценностному аспекту

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к
ней отношения;


использование воспитательных возможностей содержания

учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;


применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают

учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников
командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают



поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных



учащихся

над

их

неуспевающими

одноклассниками,

дающего

школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;


инициирование и поддержка исследовательской деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских

проектов,

что

даст

школьникам

возможность

приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык

генерирования

и

оформления

собственных

идей,

навык

уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других

исследователей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
5. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности.
На групповом уровне:



Совет родителей, участвующие в управлении образовательной

организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;


родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о
ходе учебно-воспитательного процесса в школе;


общешкольные родительские собрания, происходящие в

режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
школьников;

На индивидуальном уровне:


работа специалистов по запросу родителей для решения

острых конфликтных ситуаций;


участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых

в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного ребенка;


помощь со стороны родителей в подготовке и проведении

общешкольных

и

внутриклассных

мероприятий

воспитательной

направленности;


индивидуальное консультирование c целью координации

воспитательных усилий педагогов и родителей.
6. «Экскурсии и походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных

внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются
благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и
ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда,
преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения
рациональному

использованию

своего

времени,

сил,

имущества.

Эти

воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм
деятельности:


дня,

регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного

организуемые

учителями

начальных

классов

и

родителями

школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие,
на природу;

7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии
ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию

у

него

чувства

вкуса

и

стиля,

создает

атмосферу

психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации,

способствует

позитивному

восприятию

ребенком

школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:


размещение

на

стенах

школы

регулярно

сменяемых

экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать
свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг
друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников

с

разнообразием

фотоотчетов

об

интересных

эстетического
событиях,

осмысления

происходящих

в

мира;
школе

(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах
с интересными людьми и т.п.);


озеленение

пришкольной

территории,

разбивка

клумб,

оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для школьников разных возрастных
категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить
свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;


благоустройство

классных

кабинетов,

осуществляемое

учителями начальных классов вместе со школьниками своих классов,
позволяющее

учащимся

проявить

свои

фантазию

и

творческие

способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими детьми;


событийный дизайн – оформление пространства проведения

конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных
линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);


акцентирование внимания школьников посредством элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:


принцип гуманистической направленности осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
ученикам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;


принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий

экспертов

на

изучение

не

количественных

его

показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и
педагогами;


принцип развивающего характера осуществляемого анализа,

ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;


принцип

личностного

разделенной

развития

ответственности

школьников,

за

ориентирующий

результаты

экспертов

на

понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как
социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными

институтами),

так

и

стихийной

социализации

и

саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными
объектами анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ учителями начальных классов совместно с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением
его результатов на заседании управляющего совета или педагогического совета
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие
прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему;
какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной
работе, учителями начальных классов и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками
и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления.

Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета
школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:


качеством проводимых общешкольных ключевых дел;



качеством совместной деятельности классных руководителей и

их классов;


качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;



качеством реализации личностно развивающего потенциала

школьных уроков;


качеством проводимых в школе экскурсий, походов;



качеством организации предметно-эстетической среды школы;



качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в лицее воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(8722) 98-95-97

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».