1.5. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся – учебное исследование или учебный проект. 2. Организация проектной деятельности 2.1. Обучающиеся 5–11-х классов выполняют индивидуальный проект и представляют его на защиту перед школьной комиссией. 2.2. Выполнение обучающимися индивидуального проекта не исключает их участие в групповых проектах. 2.3. Индивидуальные и групповые проекты выполняются обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: для обучающихся 5–9-х классов – исследовательской, инженерной, прикладной, информационной, социальной, игровой, творческой; для обучающихся 10–11-х классов – познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. 2.4. Руководство проектной деятельностью обучающихся осуществляют педагогические работники, назначенные приказом директора (далее – руководители проектов). 2.5. Руководители проектов: формулируют совместно с обучающимися темы, предлагаемые для выполнения обучающимися; организуют очно и дистанционно индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектов (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту работ; проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проекты на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях разного уровня (муниципальных, окружных, региональных, федеральных) руководителем проекта организуется оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с директором школы. 2.6. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему проекта и согласуют ее с руководителем проекта. 2.7. Обучающиеся самостоятельно определяют цель (продукт) проектной работы и ее жанровые особенности, согласуют с руководителем проекта план-график выполнения проекта. 2.8. Результаты выполнения индивидуальных и групповых проектов могут учитываться как результаты промежуточной аттестации согласно ООП ООО и СОО и локальным нормативным актам школы. 2.9. Оценка индивидуальных и групповых проектов обучающихся проводится в форме их защиты обучающимися на заседании школьной комиссии. 2.10. Состав школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся определяется директором. 2.11. Школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся: проводит предварительное рассмотрение проектов обучающихся, представляемых к защите; определяет даты защиты проектов обучающихся; организует и проводит оценивание индивидуальных и групповых проектов обучающихся; инициирует выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных мероприятиях разного уровня. 3. Требования к проекту 3.1. Результаты проектной работы оформляются в письменном виде со следующей структурой: титульный лист (по образцу согласно приложению 1 к настоящему положению); оглавление; введение; основная часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 3.2. Введение должно включать в себя: формулировку предпроектной идеи; обоснование актуальности темы; описание степени изученности данного вопроса; формулировку поставленной проблемы; определение целей и задач; описание необходимых ресурсов, в том числе краткий обзор используемой литературы и источников; описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. 3.3. Основная часть письменной работы делится на главы и должна содержать информацию, собранную и обработанную в ходе создания индивидуального проекта, в том числе: описание основных рассматриваемых фактов; характеристику методов решения проблемы; сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т. д.). 3.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов представленного проекта. 3.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и другие источники, использованные автором. Каждый источник оформляется следующим образом: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства; год издания; номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц. Все источники должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности: законы, постановления правительства; официальные справочники; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; интернет-источники. 3.6. Основной текст письменной работы печатается на страницах белой бумаги формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер – 12 пт, межстрочный интервал – 1,5. Поля: слева – 25 мм, справа – 10 мм, снизу и сверху – 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т. п.), которые выполняются черной пастой (тушью). 3.7. Общий объем текста работы – от 5 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа). Приложения могут занимать до пяти дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. 3.8. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели или пластиковые файлы). 4. Порядок защиты проекта 4.1. Публичная защита индивидуального или группового проекта проводится лично автором (авторами) в устной форме на заседании школьной комиссии. 4.2. Даты защиты проектов определяет школьная комиссия по рассмотрению и оценке проектов обучающихся, они утверждаются директором не позднее чем за месяц до дня защиты. 4.3. На публичной защите проекта обучающийся рассказывает: об актуальности проекта; положительных эффектах от реализации проекта, важных как для самого автора, так и для других людей; ресурсах (материальных и нематериальных), необходимых для реализации проекта, возможных источниках ресурсов; рисках реализации проекта и сложностях, которые ожидают при реализации данного проекта. 4.4. Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию, аудио-, видео- и другие материалы. 4.5. Продолжительность выступления обучающегося не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проектной работы отвечает на вопросы членов школьной комиссии по рассмотрению и оценке проектов обучающихся (не более 5 минут). 5. Оценка проектной работы 5.1. Оценка индивидуальных и групповых проектов обучающихся проводится школьной комиссией по рассмотрению и оценке проектов обучающихся согласно требованиям ФГОС ООО и СОО, ООП ООО и СОО. 5.2. Во время оценки проектов обучающихся члены комиссии заполняют лист оценки согласно приложению 2 к настоящему положению. 5.3. Результаты оценки проектов обучающихся могут вноситься в классный журнал согласно локальным нормативным актам школы. 5.4. Результаты оценки проектов обучающихся могут учитываться в качестве итогов промежуточной аттестации обучающихся согласно локальным нормативным актам школы. Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся, утв. 02.09.2020 Образец титульного листа проекта обучающегося Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №30» Индивидуальный проект по теме: «Применение робототехники на уроках биологии в качестве опытных моделей живых организмов» Обучающийся: Иванов Иван Иванович Руководитель проекта: Петров Петр Петрович, учитель биологии Г.Махачкала Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся, утв. 02.09.2020 Лист оценки индивидуального (группового) проекта Критерии Тема проекта Параметры Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающихся Оценка (от 1 до 3 баллов) Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Разработанность проекта Структура проекта соответствует его теме Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Значимость проекта для учащегося Содержание проекта отражает индивидуальный познавательный стиль учащегося, его склонности и интересы Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Оформление текста проектной работы Текст проектной работы (включая приложения) оформлен в соответствии с принятыми в школе требованиями В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию Презентация проекта Проектная работа сопровождается компьютерной презентацией Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта Защита проекта Защита проекта сопровождается компьютерной презентацией В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности Максимальный балл – 63 ИТОГО: Общая оценка проектной деятельности обучающегося (метапредметных результатов) Критерий Сформированность навыков коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критического Фактический показатель У обучающегося сформированы навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления Обучающийся испытывает некоторые затруднения в коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критическом мышлении Проставить «V» напротив показателя, который соответствует оценке обучающегося мышления обучающегося Обучающийся испытывает серьезные затруднения в коммуникативной, учебноисследовательской деятельности, критическом мышлении Способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности Обучающийся показал способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности Сформированность навыков проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей У обучающегося сформированы навыки проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов Обучающийся показал способности к постановке цели и формулировании гипотезы исследования, планированию работы, отбору и интерпретации необходимой информации, структурированию аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов Обучающийся не показал способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности У обучающегося слабо сформированы навыки проектной деятельности и самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей Обучающийся испытывает некоторые затруднения в постановке цели и формулировании гипотезы исследования, планировании работы, отборе и интерпретации необходимой информации, структурировании аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов Обучающийся испытывает серьезные затруднения в постановке цели и формулировании гипотезы исследования, планировании работы, отборе и интерпретации необходимой информации, структурировании аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов