Действующая
редакция
Рекомендации Минпросвещения России от 30.03.2020 № б/н
Особенности реализации коррекционно-развивающей области для
обучающихся с ЗПР в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме
Л.М. Пономарева,
н.сотр. лаборатории образования и
комплексной абилитации детей с
задержкой психического развития
ФГБНУ «ИКП РАО»
Н.В. Бабкина,
зав. лабораторией образования и
комплексной абилитации детей с
задержкой психического развития
ФГБНУ «ИКП РАО»
Коррекционно-развивающая
область является неотъемлемой частью адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья. Реализация входящих в нее коррекционно-развивающих курсов
специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога),
направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ученика,
способствует преодолению, ослаблению тех объективно существующих трудностей,
которые могут препятствовать усвоению ребенком учебного материала, формированию
у него учебных навыков, адаптации в социуме. Таким образом, успешность освоения
образовательной программы (как академического компонента, так и компонента
жизненной компетенции) непосредственно связана с успехами ребенка в освоении
коррекционно-развивающих курсов.
Особенности
обучающихся с ЗПР диктуют необходимость преодоления недостатков развития эмоционально-личностной
сферы, формирования произвольной регуляции деятельности и поведения, развития
познавательной деятельности и целенаправленного формирования высших психических
функций. Успешное решение этих задач, в свою очередь, создает фундамент для
успешной учебной деятельности обучающегося.
В
условиях перехода на удаленный формат обучения ключевой является задача
сохранения ребенку с ЗПР коррекционно-развивающей помощи и обеспечения условий
для проведения курсов коррекционно-развивающей области и индивидуальных
коррекционных занятий в соответствии с индивидуальным образовательным
маршрутом, разработанным специалистами школьного ППк.
Для
решения этой важной задачи необходима организация психолого-педагогического
сопровождения образования ребенка с ЗПР в двух взаимодополняющих формах:
дистанционной и электронной.
Дистанционная
форма предполагает организацию взаимодействия с обучающимся посредством
интернет-связи в режиме реального времени с использованием аудио- и
видеотрансляции. При этом стоит отметить необходимость жесткого соблюдения
расписания занятий и более высоких требований к общей организации процесса, чем
при использовании электронной формы.
Электронная
форма предполагает передачу обучающимся материалов для занятий в цифровом виде.
Педагог-психолог заранее готовит материал с описанием заданий и упражнений и
либо высылает его ребенку, либо обеспечивает доступ к нему иным способом в
пространстве интернет-сети. В этом случае обучающийся сам (или с помощью
родителей) определяет время выполнения работы.
В
зависимости от выбора той или иной формы специалист может по-разному подойти к
организации своей профессиональной деятельности.
При
дистанционной форме возможно использование различных мессенджеров,
обеспечивающих использование аудио- и видеосвязи. Наиболее распространенными
являются Skype, Discord, Hangouts. Эти и некоторые другие приложения можно
использовать как на компьютере, так и на мобильных устройствах. При этом
педагог-психолог может организовать и групповую, и индивидуальную форму работы.
Общение с обучающимся в режиме онлайн позволяет проводить занятия, включающие в
себя все традционные этапы, получать обратную связь от ребенка в реальном
времени, дает возможность ответить на его вопросы, уточнить непонятные для него
моменты.
Отметим
ряд особенностей проведения занятий в такой форме, которые необходимо
обязательно учитывать. Во-первых, стоит принимать во внимание реальные
возможности специалиста и обучающегося по техническому обеспечению связи.
Во-вторых, специфика психологических занятий требует некоторой предварительной
подготовки со стороны обучающегося. Стоит заранее предупредить, какие материалы
будут необходимы, возможно, потребуется распечатать какие-либо бланки, и т. д.
Также при определении содержания занятия педагог-психолог должен учитывать
ограниченные возможности контроля хода выполнения заданий и упражнений и
оказания ребенку помощи при возникновении у него затруднений.
При
электронной форме представляется целесообразным использование файлообменников,
например «Яндекс Диск» или «Google Диск». Специалист может заранее размещать
материалы, необходимые для занятия, инструкции к заданиям и упражнениям,
различные памятки, ссылки на другие ресурсы или файлы. Информацию для
обучающегося и его родителей можно объединять в тематические папки, дополнять
таблицами с расписанием занятий и вариантами обратной связи. Ребенок может
самостоятельно выбирать удобное для него время и темп выполнения задания. Со
стороны педагога-психолога требуется лишь информирование о месте размещения
материалов посредством отправки ссылки на электронную почту или любой другой
мессенджер. Обеспечение аудио- и видеосвязи при этой форме
психолого-педагогического сопровождения не требуется. При этом существует
возможность получения обратной связи от обучающегося через мессенджеры и
электронную почту. Формами этой обратной связи могут быть фотографии и
скриншоты выполненных заданий, заполненные опросники и анкеты. Например, после
просмотра тематического видео его можно обсудить с ребенком, предложив
заполнить простую анкету из трех-пяти вопросов. Размещать такие опросники можно
не только на файлообменниках в формате Word, но и используя специальные
интернет-ресурсы (например, onlinetestpad.com). Также электронная форма дает
педагогу-психологу возможность размещать материалы для родителей, направленные
на их психологическое просвещение.
Характерными
проблемами данной формы реализации коррекционно-развивающей области являются:
отсутствие возможности организовать групповую работу обучающихся, существенные
ограничения контроля выполнения заданий и упражнений, ограниченные возможности
оказания ребенку помощи сразу при возникновении необходимости в ней.
Независимо
от выбираемой формы, очень значимым для эффективности реализации
коррекционно-развивающей области обучающихся с ЗПР является поддержание
контакта с родителями, их активное включение в работу с ребенком. Именно
родители в условиях удаленного обучения могут помочь специалисту отследить
правильность выполнения тех или иных заданий и упражнений, рассказать об
эмоциональных реакциях ребенка, его впечатлениях. Чтобы такая совместная работа
давала наибольший результат, специалист должен проинструктировать родителей о
том, как должно проходить занятие, как выполняются задания, на что необходимо
обращать особое внимание, по каким признакам определить, что ребенок уже
утомился, какие приемы следует использовать для снятия у него
психоэмоционального напряжения и т.д.
При
использовании электронной формы родителям необходимо предварительно
предоставить краткий план занятия или перечень заданий с более подробной
инструкцией, включающей как описание проведения отдельных заданий и упражнений,
так и указание на необходимость соблюдения определенной последовательности их
выполнения, порядок перехода от одного задания к другому. Также целесообразно
организовать возможность онлайн-консультирования родителей обучающихся по
вопросам прохождения коррекционно-развивающих курсов и оказания психологической
поддержки. В этих целях можно использовать Skype, WhatsApp и другие приложения,
обеспечивающие аудио- и видеосвязь в индивидуальном формате.
Активное
включение обучающихся совместно с родителями в процесс освоения
коррекционно-развивающей области в удаленном формате позволяет обеспечить
эффективное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Рекомендации
родителям детей с ЗПР по созданию дома условий для дистанционной формы обучения
ребенка представлены на сайте ИКП РАО в разделе «Дистанционное обучение детей с
ОВЗ».
Обращаем
внимание, что вне зависимости от выбора формы реализации коррекционно-развивающей
области в условиях удаленного обучения, педагог-психолог должен фиксировать
проведение занятий в отчетной документации. В зависимости от того, как это
принято в образовательной организации, специалист фиксирует факт проведения
занятий в Журнале учета проведенных групповых, подгрупповых и индивидуальных
занятий и/или в Журнале учета рабочего времени педагога-психолога. В первом
случае в графах, отражающих факт присутствия обучающегося, проставляется буква
«Д» или «Э» (соответственно для дистанционной или электронной формы). В графах,
отражающих тематическое содержание, проставляется тема из
календарно-тематического планирования коррекционно-развивающего курса. Во
втором случае фиксируется факт проведения занятия в определенный циклограммой
рабочего времени промежуток. При этом в примечаниях делается пометка об
использовании дистанционной или электронной формы.
В
завершении приведем перечень методической литературы для педагога-психолога и
учебно-методических пособий для обучающихся с ЗПР, позволяющих реализовывать
курсы коррекционно-развивающей области АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Рекомендуемая
литература для проведения коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога:
1.
Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2019.
2.
Аржакаева Т.А, Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая
тетрадь. 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2019.
3.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой
психического развития. - М.: ВЛАДОС, 2018.
4.
Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития : методич. пособие. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
5.
Бабкина Н.В. Использование наглядного материала при формировании жизненных
компетенций у детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение
детей с нарушениями развития. 2016. № 3. Цветная вкладка.
6.
Бабкина Н.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с задержкой
психического развития: учеб.-методическое пособие. - М.: Школьная Книга, 2015.
- 136 с.
7.
Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные задачи для детей и их родителей. М.:
Айрис-пресс, 2006.
8.
Бабкина Н.В. Логические задачи для развития интеллекта младших школьников. М.:
Школьная Пресса, 2006.
9.
Бабкина Н.В., Бабкин С.В. Занимательные игры со словами. М.: Айрис-пресс, 2007.
10.
Еремина Ю.Е. Космическая одиссея: 25 заданий для развития саморегуляции
произвольной деятельности. - М.: НКЦ, 2019.
11.
Жизненные навыки. Рабочая тетрадь для учащегося 1-го класса. Рабочая тетрадь
для учащегося 2-го класса. Рабочая тетрадь для учащегося 3-го класса. Рабочая
тетрадь для учащегося 4-го класса / Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис,
2002.
12.
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 - 6 класс) /
Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2018
13.
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с подростками (7 - 8 класс) / Под ред.
С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2018
14.
Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Уроки психологии во втором
классе. Уроки психологии в третьем классе. Уроки психологии в четвертом классе
/ Под ред. С.В. Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.
15.
Инденбаум Е.Л., Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дети с задержкой психического
развития : учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2019.
16.
Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1: Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 2:
Тетрадь 1. Тетрадь 2. Часть 3: Тетрадь 1. Тетрадь 2. - М.: УЦ «Перспектива»,
2007.
17.
Пилипко Н.В. Шпаргалка для взрослых: Методические рекомендации по проведению
развивающих занятий по психологии общения с учащимися младших классов по
программе «Приглашение в мир общения» - М.: УЦ «Перспектива», 2006.
18.
Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у
детей 7-9 лет. Рабочая тетрадь. - М.: Изд. В. Секачев, 2017.
19.
Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Рабочая тетрадь к развивающей программе
формирования эмоцион. стабильности. - М.: Аркти, 2019.
20.
Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой. Развивающая программа формирования
эмоциональной стабильности. - М.: Аркти, 2019.
21.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2010.
22.
Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для
детей школьного возраста. - М.: Генезис, 2010.
23.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. 2 класс.
3 класс. 4 класс. - М.: Генезис, 2013.
24.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5 - 6
класс). - М.: Генезис, 2017.
25.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7 - 8
класс). - М.: Генезис, 2017.
26.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 - 4).
- М.: Генезис, 2018.