Действующая
редакция
Рекомендации Минпросвещения России
от 30.03.2020 № б/н
Дистанционное обучение детей с ЗПР.
Рекомендации родителям
детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка
Читая
форумы и чаты родителей, можно увидеть, что в последнее время их все чаще
захлестывают негативные эмоции. Дети и родители, оказавшиеся в непривычных для
них условиях дистанционного обучения, сталкиваются с трудностями как
технического, так и организационного характера. И если такие трудности
возникают даже у детей с условно нормативным развитием, то
как же быть мамам учеников с задержкой психического развития? Попробуем
разобраться в самых частых проблемах.
Прежде
всего, родителям очень важно выстроить траекторию занятости ребенка на день.
Напомним, что ребенку с ЗПР достаточно трудно долго удерживать активное
внимание, контролировать свое поведение, выполнять учебные задания, поэтому он
постоянно стремится перейти в игровую ситуацию. Характерной чертой этих детей
является несамостоятельность в действиях, сложность в подчинении новым
требованиям, им нужен дополнительный контроль со стороны взрослого. Таким образом,
для смягчения новой нестандартной ситуации рекомендуем начинать утро с описания
того, как будет выстроен день, какие формы заданий предстоит сделать, будет ли
ребенок работать на компьютере или задания будут письменными/устными, будет ли
урок проводиться в режиме видеоконференции или презентации. Важно озвучить
ребенку, какова будет последовательность занятий, кто будет ему помогать (мама,
бабушка, частный педагог, старший брат или сестра), а кто – контролировать
(учитель или самопроверка). Все эти меры помогут настроить ребенка на занятия,
снизить уровень тревожности, который у некоторых детей с ЗПР и так повышен в
силу особенностей их развития.
Исходя
из описанных особенностей детей, мы понимаем, что вариант дистанционного
обучения, при котором учитель дает задание через ЭЖД (электронный журнал), а
ребенок должен его выполнить и отправить обратно на проверку, целиком ложится
на плечи родителей, так как самоорганизовать себя
ребенок с ЗПР, особенно младшего школьного возраста, не может. Такому ребенку
больше подходит формат индивидуальных скайп-сессий. Поначалу очень важно, чтобы родитель
присутствовал рядом, контролируя уровень включенности ребенка в образовательный
процесс и помогая ему в организации деятельности.
Один из важных моментов, на который родители
часто не обращают должного внимания – это организация рабочего места ребенка. У ученика с ЗПР имеются особенности
развития произвольного внимания, и без внешней помощи ему трудно
сконцентрироваться. В связи с этим важно, чтобы рабочий стол ребенка стоял у
стены или у окна, занавешенного плотными шторами или жалюзи. В боковые поля
зрения не должны попадать какие-либо отвлекающие предметы (игрушки, книги,
плакаты, журналы и т.д). На столе должно быть только
то, что необходимо ребенку для конкретного занятия. Например, если нужны лишь тетрадь и две ручки (обычная и зеленая), не стоит
оставлять перед ребенком пенал целиком – важно помнить, что ему не очень
хочется заниматься и он с большим удовольствием будет что-то в нем искать,
ронять, поднимать и т.д. Важно ограничить предметную среду вокруг ребенка,
чтобы занятие получилось продуктивным, а не растянутым. В целях контроля
ребенком времени, отведенного на выполнение задания, могут использоваться,
например, песочные часы.
Мотивация
– это важный компонент любой деятельности, в том числе и учебной. Чтобы ребенок
действительно усваивал информацию, важно, чтобы он хотел с ней познакомиться.
Многим детям очень нравится выполнять задания на компьютере, поэтому одним из «мотиваторов» может быть предложение выполнить задание на
компьютере после отработки правила письменно и в рабочей тетрадке. Педагог
всегда сможет подобрать такие задания под конкретные темы уроков, и лучше, если
они будут красочные и с игровым компонентом. Мотивирующим компонентом может
быть также игровой контекст. Например, в начале работы ребенку выдается паспорт
гражданина Узнавандии, на стену вешается карта Узнавандии. Президент Узнавандии
знает о школьных успехах ребенка и просит его о помощи. Выполняя задания,
ребенок помогает местным жителям справляться с их проблемами. Другой вариант:
за успешно выполненные задания ребенку вручаются золотые монетки (вырезанные из
бумаги), складываемые им в «сундук», который необходимо наполнить, чтобы
получился целый клад. Возможны и какие-то подвижные игры на внимание (например,
огонь-лед, море волнуется, растущее дерево и т.д.). Все зависит от Вашей
фантазии и интересов ребенка.
Дети
с ЗПР очень быстро истощаются, поэтому важно, особенно на начальном этапе
организации такого формата обучения, дозировать нагрузку, ориентируясь на
признаки поведения ребенка, указывающие на изменение его психофизического
состояния. Такими признаками, связанными с органическими или функциональными
нарушениями деятельности центральной нервной системы, могут быть недомогание, слабость,
быстро наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может
проявляться в виде телесной расторможенности. Важно устраивать паузы активного
отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.
Следует
помнить, что для ребенка с ЗПР даже при дистанционной форме обучения в
содержание образования необходимо включать коррекционно-развивающий компонент.
Это может быть, в частности, выполнение задания на карточках, например, на
развитие внимания, мышления, памяти и т.д., которые учитель готовит совместно с
психологом и высылает заранее, а родитель перед занятием распечатывает.
Еще
один существенный компонент дистанционного образования – это эмоциональный фон,
с которым родитель и учитель организуют дистанционную форму обучения. Важно не
забывать об особенностях своего ребенка, всячески поддерживать его, не
требовать от него полной самостоятельности в самоорганизации и при выполнении
домашнего задания, поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать
свое непонимание задачи, желание обратиться за помощью. Следует помнить, что
при необходимости, в случае возникновения трудностей, родитель или учитель
должны подключить к решению проблемы школьного психолога. Самое главное – не
допустить, чтобы дистанционное обучение ребенка с ЗПР стало формальным, при
котором в силу разных причин задания за ребенка делают родители.
В
заключение попробуем выделить плюсы дистанционного обучения детей с ЗПР при
грамотно подобранном цифровом контенте и хорошо
организованном рабочем месте. Такая форма обучения:
-
повышает уровень мотивационного компонента;
-
обеспечивает полисенсорное и интерактивное
воздействие на ребенка;
-
дает возможность продвигаться в оптимальном для ребенка темпе;
-
обеспечивает вариативность и индивидуализацию обучения;
-
дополнительно включает в процесс обучения коррекционный компонент – развитие
внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности, умения
подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям;
-
благодаря работе за компьютером в некоторой степени развивает рефлексивный
компонент, так как ребенок может, исходя из результатов, представленных на
экране, наглядно увидеть свои ошибки.
Ксения Сыроваткина-Сидорина,
научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»